Форум » Страничка технологов » Автоколористика. Дисперсность » Ответить

Автоколористика. Дисперсность

ART1k: Автоколористика. Дисперсность. Автор Tokyo Здравствуйте. Здесь мы будем учиться читать формулы, учиться понимать, какие компоненты могут присутствовать в какой краске, и почему именно они, а не другие. Это необходимо для того, чтобы колеровка не превращалась в бесцельное доливание компонентов в краску с последующим откладыванием её на полку с красками "для подложки". Вы, наверное, смотрели фильм Матрица. Там программист , глядя на монитор с потоком шеснацетиричного машинного кода , вместо знаков, видел сюжеты и персонажей. Цель у нас та же : визуальное привязать к цыфрам. В рамках урока, какой бы он протяжённый не был, нам не в силах охватить всё многообразие методов и элементов. Сегодня мы сделаем лишь первый шаг в нужном направлении. Для начала , введём новое определение – дисперсность . (от лат. dispersus — рассеянный, рассыпанный),определяет качество помола и размер частиц, оказывает большое влияние на оптические и укрывающие характеристики. Высокодисперсные пигменты часть цвета отражают, часть поглащают. Но абсолютного цвета в природе не существует, это лишь теория, на практике же отражается от поверхности спектр цвета . Например от красного до зелёного, разной степени интенсивности , визуально он воспринимается как синий. У низкодисперсных промежуток больше, укрывающая способность при этом ниже, свет неотражённый с поверхносного слоя, блуждая в промежутках вырывается наружу и создаёт эффект радуги всего спектра, где фейс синий, флоп зелёный , а флип красный. Это явление называется в оптике дисперсией (созвучное слово) но оно означает разделение основного спектра на его составляющие, так же как в призме Ньютона. Эти эффекты многократно усиливаются добавлением металла в краску. Полупрозрачные низкодисперсные пигменты используются преимущественно в металликах так как не припятствуют проникновению света и его отражению. Более того, производители умышленно применяют полупрозрачное сырьё , например органического происхождения. Нам такой материял очень удобен для колеровки флип-флопа, так как в меньшей мере воздействует на фейс. Для колеровки цвета «солид» низкодисперсные тонеры менее предпочтительны, и даже в какой то мере противопоказаны, если это не вынужденная мера. Именно это обстоятельство и является ключевым при комплектации нашего микса , если бы не требовалась коррекция углов , можно было ограничится всего лишь тремя банками краски, первичных цветов: синий, красный и жёлтый. К примеру, фотопринтер для струйной печати имеет всего три высокодисперсных картриджа и это не мешает ему отобразить всю гамму и палитру цвета, в том числе и абсолютно чёрный. Приведём несколько примеров основных цветов. Чёрный. Делается из химического угля, поглащает практически весь солнечный спектр, но это в идеале, на практике едва, едва отражается часть фиолетового и жёлтого спектра. Таким образом под разными источниками света может быть доменантным как фиолетовый , так и коричневый отлив . То, есть наблюдается небольшая метомерность материала. В низко-дисперсном исполнении мы получаем фиолетовый на флипе, и коричневый на флопе. Таким образом, у нас на полке появляется два варианта одной и той же краски: 8000 и 8999. Белый. Производится из оксида титана, в производстве не стабилен, появляется жёлтый отлив. Но в случае с линейками DuPont, данный пигмент наиболее высокого качества, кстати, именно DuPont и изобрёл, и ввел его в производство. И именно DuPont сейчас является неоспоримым лидером и даже монополистом в его производстве, так как выпускает наиболее чистый и технологичный продукт. Но и в этом случае без желтизны не обошлось. В низкодисперсном варианте эти эффекты даже усиливают за счёт формы , получается глубокий белый цвет с жёлтым флипом и синим флопом. На полке появились ещё два компонента: 8020 и 8021. Дальше я продолжать не буду, всю информацию можно взять в брошюре «описание пигментов», составленной инструкторами. Скачать эту брошюру можно или на моём сайте, или на сайте производителя. В ней мы отметим для себя, что основные пигменты , то-есть первичные цвета, дублированы как в высоко-, так и низкодисперсном варианте. Таким образом , уместно поделить нашу лабораторию на четыре части: краска перламутровая, краска металлик, высокодесперсная цветная краска для колеровки цветов солид, применяемая также как цветная основа для металлических и перламутровых цветов. Ну и четвёртая группа – краска полупрозрачная для корректировки флип-флопа и тонирования краски металлик. Наш стенд теперь стал более понятным, а мы двигаемся дальше, выявляя другие закономерности. Первый пример, попробуем разобраться с краской 1a0 Toyota . Начнём с конвейера . Какие задачи ставят перед собой изготовители краски для производства? Первая задача – покрыть краской деталь в один слой, так как два слоя – это дополнительная задержка на конвейере, поток производства падает, так же два слоя без применения липкой салфетки (мокрый по мокрому) черевато резличными дефектами . Здесь и неоднородность(у металликов) и пыль , которую наэлектризованный кузов собирает как пылесос Вторая задача- собрать как можно более стабильный цвет , что бы влияние различных факторов было минимальным . То есть у конвейерной краски должен быть цвет , а не имитация цвета которой занимаются колористы в процессе подбора. В случае с краской 1a0 –этот цвет синий . Задача колдовать с флипами и флопами стоит только перед колеровщиками. В случае с заводом, это вовсе не нужно. Ведь потенциальный покупатель всё равно ничего кроме голубого оттенка не увидит. Как вывод, производственная окраска – это естественный оригинал. И задача у формулосоставителей та же, что и у художников – создать как можно более точную копию, учитывая все те процессы и изменения, предшествующие идеальному цвету. Ещё один нюанс. Машина проходит через сушильную печь, в которой за определённое время, при определённой температуре , краска должна превратиться в стекло. Если поток производства высокий, то время на сушку уменьшается , а температура в печи наоборот возрастает, краска за счёт этого значительно темнеет. Это наиболее очевидно на экспортных автомобилях, где поток предельно максимальный. При таких условиях меняет цвет даже лак , у него появляется слегка темный ,с коричневатым цветом, лессирующий оттенок. Зайдите в автосалон беспробежных авто, и если зрение Вас не обманет, вы его обязательно увидите на светлых тонах. Это и отличает некрашеный автомобиль от перекрашенных. Даже в переопыл, зона ремонта на них очевидна, если не применять специальный лак. У Рок Поинт он называется «Тонированный». Вернёмся к нашей теме. Что из себя представляет промышленная краска. Напомню, мы говорим о 1а0. В нашем случае краска содержит крупный блёсткий металл, с небольшим добавлением синего тонера. Так как крупный металл имеет небольшую укрывающую способность, то его разбавляют более мелким, у которого она выше . Частички никто дополнительно не взрыхляет, это никому не нужно , они получаются взьерошенными естественным образом, за счёт покраски в глянец и неровностей грунтованной поверхности. Также помним про то, что при заводской окраске в вынужденным полёте к окрашиваемой поверхности под электростатическим притяжением плоские частицы летят не плашмя и не абы как, а принимают перпендикулярное к поверхности положение, и в таком положении "втыкиваются". Для имитации такого эффекта "втыканных частиц" и используется флоп-добавка (или металлик-аддитив). Связующий состав UHS , то есть , максимально наполненный . Дисперсность пигмента оптимальная в сторону укрывистости (лежит в пределах 0,2-1,0 мкм). Частицы в такой смеси максимально приближены к друг другу , хоть металлик и усиливает эффект флип-флопа, но в данном случае он минимален, цвет насмерть голубой. Сам материал, используется термостойкий. В нашем случае, Алюминат кобальта, в то время как в миксе применяют Тетрахлор-фталоциан, альфа кристалл и Железная лазурь. А теперь переместимся в шкуру формулосоставителей. Которым необходимо как можно более точно воспроизвести образец цвета полученный с завода. Помещают они его под мощный микроскоп, для того что бы определить все фигуранты задействованные в краске. Начинается колеровка с металлика , размер частичек измеряется с помощью специальной программы и подбирается наиболее приближенные из состава микса, смесь регулируется по пропорциям. Но в оригинале металл взерошен как волосы на голове у хулигана, ремонтный же состав наносится на идеальную поверхность . Для этого колористы применяют иллюзию, металл дополнительно топят в алюминиевой пудре VK-8109, в случае с Центари называется биндер LS , регулируя тем самым отблески, и дополнительно взрыхляются флопом. Получается необходимый хаус, но расстояние между пигментами увеличивается , при добавлении синего тонера, получаем изменения цвета во флипе. Крошка в нашем случае упакована не так плотно и луч света, блуждая в промежутках, отражается через призму биндера и выглядит под углом уже иначе. Зелёный флоп можно нейтрализовать с помощью полупрозрачного, низкодисперсного, красного пигмента, но чем это черевато - изменением фронта в сторону фиолета. То есть, изначально нужно брать тонер более зёлёный , что бы союз с красным, нам дал нужный тон и нейтрализованный флоп. Регулируя углы отражения , мы автоматически корректируем метамерность материала, так как природа флип-флопа идёт именно от метамерности, то есть от исходного спектра . Полученная тем самым смесь уже выглядит сносно , но цвет в конвейерном процессе слегка потерял насыщенность и светлость за счёт более плотной компоновки и слегка потемневшего биндера , немножко чёрного тонера урегулирует эту разницу. Давайте теперь посмотрим на формулу , которую получили на финише. Неважно, каким путём подобрано соотношение: путём сравнения метамерности или путём сравнения углов . Важен результат - мы подобрали два сочетающихся в нашем случае тонера. Эта связка встречается очень часто в формулах, есть смысл её запомнить. Два ключевых фигуранта :цвет магнетта 8033 полупрозрачный и сине-зелёный 8061 высокодисперсный, выступает как основной, находятся в одинаковых колличествах. Для сравнения, откроем другого производителя, Рок Поинт и посмотрим какими методами он добился результата. http://abigor.dem.ru/txts/dsp1.jpg Здесь мы видим что за основу они взяли всё-таки чистый синий , красный же в этом случае используется как тонер корректор флопа, в совершенно мизерных колличествах, так как спектр основного цвета уходит в зелень не так координально . После корректировки, потерянный фронт востанавливается белым опаловым пигментом, который имеет жёлтый оттенок, но угол у него нужной нам синевы. На первый взгляд, Рок наиболее предпочтителен, но не нужно забывать о удельном весе , в этой связке титановый опал – самый тяжёлый и при различном способе нанесения будет либо вылезать, либо прятаться. Но это только теоретически. На практике, мы видим разные подходы при одинаковом результате. То есть, алгоритм смешения и школа колеровки у них разная. Абсолютного метода нет, есть лишь импровезация. Следующий цвет , это 057 интернациональный. Светлый перламутр примечателен тем, что очень хорошо видны любые тона. Как я уже говорил, экспортные автомобили ,в отличии от произведённых для внутреннего рынка, имеют в лаке темный , мутноватый, с красноватой желтизной , лессирующий оттенок. На других цветах его можно и не заметить , но не на белом . С чем это связано я вам не могу ответить однозначно . Возможно это связано с тем, что сборочные линии, работающие на экспорт имеют большее количество выпущенных машин , что подразумевает соответствующее время и температуру сушки. А может, это связано с применением порошкового каучука, который плавится при высокой температуре, превращаясь в сверхпрочный и износостойкий слой, потеряв при этом немного прозрачности…. Нам и не важно это обстоятельство, важен только факт, который необходимо повторить в сравнительно кустарных условиях, или хотя бы приблизится максимально к оригиналу. Из физики нам известно , что черный цвет поглощает свет, в то время как белый его большей частью отражает . Поэтому, в случае с чёрной краской применение эффективных частиц целесообразно, их наличие очевидно, именно на чёрном цвете и проявляется вся гамма и прелесть преламутров, даже в небольшом колличестве. Если же смешать перламутр с белым цветом , то его мы не увидим вовсе, он просто потеряется, для этого и используется поверхносный слой. Белый перл- возможен только при трёхслойном нанесении. В случае с Японскими вариантами – он чистый и прозрачный , играет на солнце как брилиант. Интернациональный(экспортный вариант) такой чистотой похвастаться не может, в помутневшем биндере перламутр, так же как и в белом цвете , теряет свои эффекты. И если для конечного покупателя машины это и не так очевидно, то для колориста это дополнительные проблемы при подборе. Напрашивается логическое решение данной проблеммы: добавить в прозрачный биндер перламутра немного белого пигмента. Должно подействовать, часть блеска наша краска потеряет, белый её просто спрячет. Но ведь биндер ещё и подгорел, а значит его нужно чуть затенить и подкоректировать тон. Смотрим в формулу: так и есть, тонирован он тёмным каштаном, белый выступает в роли завесы. Смотрим Рок Поинт. Яволь, Колористы Рока не посчитали нужным снижать яркость перламутра, а просто его затонировали охрой и черным пигментом… При работе с такой формулой нужна предельная осторожность, толщина слоя у такой краски фатальна… Ещё одну особенность мы заметили при рассмотрении 057 краски. Пигмент 8044. Если посмотреть множество формул, то заметим интересное свойство. Этот пигмент применяется только в составе белого пигмента и только в белых цветах. Так же как и ярко-жёлтые тонеры, применяются лишь в составе жёлтых красок или в связке с ярким красным. На самом деле связано это с удельным весом вышеперечисленных пигментов, у них он гораздо больше веса всех остальных. Флотация при применении неизбежна, поэтому этот фактор нужно также учитывать. Какой смысл ловить полутона, если маляр, разбавив чуть жиже, получит на финише совершенно другой цвет при покраске… По ходу урока может показаться, что DuPont вперёди по качеству миксов. В таком случае разберём ещё одну формулу. Одна из самых сложных в колеровке. Цвет 6N2 Toyota. Особенность этого цвета в том, что в нём содержится пигмент из окиси железа и слюдяного сланца M.I.O. В помещении и в тени у него видны только тёмные, неяркие цвета, а под солнцем внутри краски цвет становится похожим на глубокий блеск инкрустированных бриллиантов. Из-за этого особенного блеска бессмысленно в процессе цветоподбора использовать другие металлики и перламутры. А благодаря высокой толщине частиц, (примерно в 10 раз больше чем у алюминиевых), боковая поверхность тоже отражает цвет. В условиях лаборатории таких пигментов нет ни у рока, ни у дюпонта, высокий удельный вес у пигмента не позволяет его наносить методом распыления. Его можно только имитировать. Например, белый перламутр. Чем он крупнее, тем ярче, но флип-флоп наоборот темнее. Мелкий перламутр выглядит по фронту более тускло , но по бокам искрит заметнее. Нам же нужно яркий преламутр спрятать, что бы виден был только при хорошем освещении, мелкий же, наоборот, должен быть на верхнем слое , что бы создать блеск по углам. В формуле мы видем трёхслойное исполнение цвета , где подложка являет собой чёрный, глубокий фронт, который мы видим через полупрозрачный верхний слой, вместе с сиянием яркого перламутра. При рассмотрении флопа , цвет подложки исчезает и мы не видим ничего кроме верхнего слоя , в котором находятся самые мелкие перламутры создающие нужный зелёный и яркий блеск на флопе. Тем самым мы получили глубокий инкрустированный блеск бриллианта на 180 градусов и эмитацию пигмента MIO. Верхний слой идёт символический , на 90% из прозрачного биндера, он же, своим цветом отвечает за флип-флоп. Если посмотреть на формулу Дюпонта, то мы не увидим никаких попыток эмитации , просто подобранный по спектру цвет и обычный перламутр. К слову сказать , все конвейерные цвета, являют собой именно трёхслойные системы. Как я уже отмечал, верхний слой краски красится всего в один HS-ный слой, независимо от того, какая у него укрывающая способность. Краска в данном случае предназначена для передачи эффектов и только лишь. В качестве подложки выступает грамотно подобранный по цвету грунт. И это связано не только с экономией материала. Дело в том, что применение малярных роботов в работе позволяет избавиться от ошибок в покраске и обеспечивает совершенно равномерный слой, нет нужды заливать его насмерть. Ради чего ? Чтобы избавиться от неправильных углов отражения, но это не головная боль промышленников. Есть ли смысл тратить лиший литр краски и дополнительный простой конвейера , ради каких то флипов, которые никому кроме колориста и не мешают. В таком варианте подложка дополняет фронт своим цветом. В то время как углы несут в себе естественный цвет покрытой краски. Хорошо если цвет укрывной, всё вышесказанное на нём не отражается. А если краска не очень….. На этом фоне, самой сложной считается красная краска. Даже если у нас в наличии те же пигменты , они не повторят все грани отблесков полученные изначально. Особенно это касается Ярких красок, добавляя в них тонеры корректоры мы делаем их менее насыщенными. Выход в данном случае только один – повторить всю технологию от начала до конца, с первым и вторым слоем Рассмотрим на примере краски 3J7 toyota. Здесь мы видим , что в качестве подложки используется цвет , который идёт как основной , фундаментальный для фронта. Флип-флоп откорректирован полупрозрачными компонентами с нужными оттенками, которые компенсируют друг-друга . в итоге получен яркий красный со всех сторон без потери насыщенности. Этот способ можно использовать и при колеровке самодельных цветов и той неполучившейся краски, которую колорист отдал маляру "под переход" при предыдущем ремонте автомобиля. Как вы уже поняли, точное 100% соответствие смешанной краски с оригиналом – это утопия. Такую задачу перед собой не ставят даже формулосоставители. Грамотно подобранная краска – это прежде всего грамотно подобранный набор компонентов, а иногда и всей структуры в целом, начиная от подложки и заканчивая лаком. Если вы пытаетесь откорректировать уже готовую формулу, то хорошим результатом здесь можно считать только корректировку, и не более. Думать нужно было раньше. Ещё до того, как Вы поставили большую посуду на весы. Протестировать состав можно, предварительно замешав мизерный объем. Это можно сделать в маленьком стаканчике , на ювелирных весах, или прямо в краскопульте. И здесь не важно полное соответствие. Важно видеть, как влияют друг на друга пигменты составленные теоретически в голове, при практическом нанесении. Бывает, что погнавшись за полутонами, вместо того, что бы красить в переопыл, или идя на поводу у строптивого клиента, который увидел «чего то не того» , вместо того, что бы развернуть негодяя и дать ему хорошего, пролетарского пендаля под зад, колористы начинают истерично бодяжить уже готовую смесь, превращая её в полный спектр возможных цветов с необъяснимыми углами при обзоре с боку. Такая инициатива и черезмерное трудолюбие хорошо заканчивается редко. Цвет красится, и попадая вновь в ремонт, для нового колориста становиться большим вопросом: « Откуда такая палитра, какова природа таких оттенков?» http://abigor.dem.ru/txts/dsp2.jpg http://abigor.dem.ru/txts/dsp2.jpg Если разобраться всё-таки не получается, такой цвет можно отколеровать в три слоя, отдельно фронт и отдельно флип-флоп. Тоесть, краска колеруется по фронту , а дополнительным слоем добавить на основе прозрачного биндера нехватающий на углах, низкодисперсный пигмент. Так же можно при испорченном обьёме оставить его на первый слой и вновь попытаться слить вторым слоем основной состав, минуя уже пройденные ошибки. На моей практике ещё никто не возмущался наличию двух баночек вместо одной, главное конечный результат. Удачи в нашем нелёгком деле! В принципе тоже самое Паша чему ты меня и учил.. но есть интересные повествования о нынешнем подходе на заводах к окраске.

Ответов - 7

kolorist: Много пургена ..... я не учил ... тупо пытаться повторять покраску авто (с использованием водных эмалей производящуюся роботом с принудительной подачей материала в электростатическом поле ) обычным краскопультом в камере или гараже и сольвентной краской... давай повторим упавшее зерно которое просвечивается до самого грунта и флоп как правило чистый и светлый.... да .. мы иммитаторы.. а у принтера струйного есть еще картридж с черной краской ( кроме трех)))))... а если бы большинство маляров натаскалось на покраске переходом то и нам не надо было бы влазить в вопросы физики и химии.... давайте просто поговорим о колористике без понтов и претензий на знания в области физики и химии... половине народу из этой статьи трудно будет узнать о чем речь... ведь пиментная база дюпонта или рокпаинта мало известна рмовцам или шпицовцам... давайте просто не лепить статьи написанные возможно правильно и научно, а просто задавать друг другу вопросы и кто знает ответит на них или в совместных размышлениях родим истину ну накрайняк свою теорию.... про диспестность ( а точнее плотность) мы говорили на форуме... только мало народ этим интересуется... все все знают ( ну кроме меня) и ждут новых формул))))) вот так Артик... где твои вопросы? где ответы? ща выложу тут учебник по колористике РМ и че? кто его поймет из дюпонта или шпица?

ART1k: Я прочитал мне показались интересными некоторые моменты, пополнил свой лексикон словами для объяснения Гагно малярам, почему надо делать переход. В целом кому не надо пусть и не читает весь этот Пурген.

DiN: ну да, может кому пригодится


kolorist: Артем не обижайся... я не хотел обидеть ни тебя ни автора статьи.. просто пытаюсь довести что надо обсуждать эту тему самим и на понятном всем языке.... Скажи какой пигмент в РМе или мобихеле является Тетрахлор-фталоциан, альфа кристалл и Железная лазурь? я затрудняюсь сказать... потому что я лох в химии))) впрочем как и в колористике возможно.. но давайте начнем расписывать проблемы составления красок в понятном для любого колориста тексте... да я согласен что плотность (ну если кому нравится дисперсность) влияет на составление формулы... были потуги на форуме затронуть эту тему... так давайте затронем поспорим и найдем общий знаменатель или истину... у всех есть опыт работы... каждому есть что сказать... жду коментов по поводу например первой темы -ОСВЕТЛЕНИЕ-ЗАТЕМНЕНИЕ ФЛОПА .. вывожу ее в отдельную тему.. жду участия форумчан!!!!

Anny: Мдя... Да простит меня автор, но букоф много, статью читать лень Видимо, я тож лохушка)))))) 4 года практики и полный ноль теории. До сих пор путаю понятия флопа и флипа(( Мы называли проще(но неправильнее)))-лицо, угол 45 и изворот(то бишь когда ставишь лючок вертикально и смотришь сверху, как в на трехслойку, когда хочешь подложку углядеть). Мой "изворот" это и есть флоп? Или я опять что-то путаю?))

kolorist: Да .. вы не путаете.. да и какая нафиг нам разница... вы как раз правильно рассуждаете... представьте например красит тойота нипон паинт свои мафыны... и скажем серебро у них доллар искристое такое как у вас... но зерна чуть меньше размером а форма одинаковая... теперь проведем опыт возьмем два шарика от подшипника один чуть больше другого и направим на них луч от фонаря.. отражение будет у каждого свое по углу... вопрос ...как мы будем корректировать флип ( угол 45 понятнее я бы сказал) нашим зерном которое чуть крупнее.... и как нам помогут при этом знания про Алюминат кобальта, Тетрахлор-фталоциан, альфа кристалл и Железная лазурь? отсюда и вывод... обсуждаем проблемы не в плане химического названия а в плане непосредственно конкретного случая скажем по какойнить формуле... которые тоже в каждой линейке свои... скажем в рецептах рм цвета 87U на шевролет идет как правило белый крупный перл и добавки цветных пигментов ( для любителей слова ксиралик - ксиралик) а в шпице несколько перлов красный зеленый и т.д. кто прав? правильно дюпонт)))) шютка)) в общем все хорошо и читать полезно.. но не забивать терминами мозг а искать пути лучшей мимикрии наших красок к заводским...

Ars: много букв, но интересно



полная версия страницы